?

Log in

No account? Create an account

Популярно о науке

Previous Entry Share Next Entry
Физика "Гравитации". Часть 2.
ahiin
Начало.

It's human nature to stretch, to go, to see, to understand. Exploration is not a choice, really; it's an imperative.
                                                                                                                                               — Michael Collins


gravity1

Продолжим наше путешествие по вселенной "Гравитации". К счастью, главная порнографическая сцена кинофильма уже позади. Так что, будем считать дальнейшие мелкие неточности, встречающиеся по ходу сюжета, поводом в удовольствие поговорить о физике.

Напоминаю, что по ходу разбора спойлеры идут непрерывным потоком. Тем, кто не видел кино, настоятельно советую посмотреть перед прочтением, потому что фильм — хороший.


В прошлый раз мы остановились на том, что Сандра успешно добралась до МКС и прорвалась внутрь.

Увы, расслабляться ей не приходится. На станции возникает пожар и наша героиня вынуждена срочно эвакуироваться на оставшемся "Союзе". В процессе побега мы впервые сталкиваемся с новым героем, которому предстоит сыграть значительную роль в дальнейшей истории.
Вот он, наш дорогой огнетушитель, который Сандра в последний момент случайно прихватила со станции:
vlcsnap-2014-07-10-23h43m15s255

Висит себе в невесомости (слева в люке):
vlcsnap-2014-07-10-23h47m55s127

Между тем, оказалось, что "Союз" зацепился за станцию парашютной системой. В попытках Сандры стабилизироваться, корабль кидает то туда:
vlcsnap-2014-07-10-23h43m43s15

то сюда:
vlcsnap-2014-07-10-23h44m24s186

В этот момент, даже при первом просмотре, я все с содроганием ждал, когда эта тяжелая железяка, огнетушитель то бишь, прилетит героине в ее симпатичную голову. Однако, этого не происходит. Первая мысль: зацепился поди где...
Но нет, просто джентльменом оказался:
vlcsnap-2014-07-10-23h50m01s250
Этот момент, я склонен считать просто небольшим ляпом. Никаких сюжетных оснований для такого странного поведения нет.

После стабилизации корабля, покорительнице пространства приходится совершить очередной выход в открытый космос, дабы отцепить парашютную систему. Ну и заодно пережить очередную встречу с роем космического мусора.

Стресс, физическое и психологические нагрузки доводят несчастную женщину до слез:
vlcsnap-2014-07-10-23h51m34s149

Которые, внезапно, начинают летать вокруг, как шарики.
На этом моменте не оттоптался уже только ленивый, поэтому я лучше предам слово Кристоферу Хэдфилду, для проведения натурного эксперимента:

(спасибо tvirian за наводку).

Смачивание и поверхностное натяжение хором протестуют, ага. Заметим в скобках, что этот, неверный с точки зрения физики, но красивый и эмоциональный образ — не нов. Как минимум, он был еще 15 лет назад использован в Final Fantasy VIII (летающие слезы начинаются с 1:56):


Эпизод с внезапным посещением:
vlcsnap-2014-07-10-23h57m36s183
идет вне конкурса, как галлюцинация главной героини.

Ободренная призраком Клуни, Сандра берет себя в руки и находит-таки выход из положения. Возникает необходимость перхода через открытый космос из неуправляемой капсулы "Союза" на китайскую станцию. И вот тут-то и выстреливает ружьеогнетушитель:
vlcsnap-2014-07-11-00h03m22s26

На этот эпизод регулярно катят бочку, при том, что как раз тут все в полном порядке. Летать в космосе с помощью огнетушителя вполне реально. Даже на нашей многогрешной Земле, страдающей под гнетом всеобщего трения, такое вполне возможно. Слово предается нашему дорогому профессору Левину (эксперимент начинается с 2:30):


Так что полеты в космосе Валли-стайл вполне возможны:


Другое дело, что героине не помешал бы для этого встроенный в голову баллистический вычислитель.

Засев в китайскую копию "Союза", Сандра приступает к снижению. Как может:
vlcsnap-2014-07-11-00h14m57s131
Начинается атмосфера, вокруг бушует плазма, вибрации. перегрузки...

Что же творится в кабине? Тоже не сахар: за окном бушует плазма, вибрация, прегрузки... И при этом по кабине благостно парят невесомый карандаш и невесомые наушники:
vlcsnap-2014-07-11-00h16m01s194

Семен Семеныч...
При том, что в эту же секунду меняется ракурс и мы снова видим посадку снаружи:
vlcsnap-2014-07-11-00h15m25s139
Ляп, дистиллированный физический ляп.

Не смотря на драматичность момента, давайте все же отвлечемся от непростой судьбы героини для небольшой физической ремарки.
Широко распространено заблуждение, что спускаемые космические аппараты (а равно метеориты и т.п.) разогреваются в результате трения о воздух. Что, вообще-то, неверно. В процессе движения сквозь атмосферу летящее на космических скоростях тело сжимает воздух пред собой (адиабатически), что приводит к его (воздуха, а в последствии и тела) мощному нагреву. Это ровно тот же самый процесс, который обеспечивает зажигание топливной смеси в дизельном двигателе. Кое-что можно прочесть дополнительно здесь.

Пока мы тут рассуждали о причинах нагрева падающих космических тел, Сандра успешно приводнилась, выбралась, всплыла и выплыла.

И, подавая всем нам пример яростной любви к жизни, победительницей уходит в закат вдаль.
vlcsnap-2014-07-11-00h19m50s230

За сим закругляюсь и я.
Если кто-то заметил какой-либо нарушение законов физики, не упомянутой ни в первой, ни во второй части разбора — пишите, обсудим.



А огнетушитель не порвался бы от внезапного вакуума?

Врядли, усилие идет на растяжение.

А открытое пламя в фильме горело натурально?
Спасибо за ответ!

Вы про летающие комочки пламени? Есть такое явление, да.

(Deleted comment)
А здоровые молодые лоси-космонавты, которых после приземления выносят на ручках, видимо, делают это исключительно для того, чтобы их пожалели :)

Edited at 2014-07-11 01:25 pm (UTC)

Нет ли здесь попытки набросить тень на светлый образ Сандры?

"В процессе движения сквозь атмосферу летящее на космических скоростях тело сжимает воздух пред собой (адиабатически), что приводит к его (воздуха, а в последствии и тела) мощному нагреву".

Это вы сами придумали, что можно ограничиться только сжатием воздуха? А другие эффекты разве не нужно учитывать?

Перечислите, какие ещё эффекты

вы имеете в виду.

В этом фильме для меня самое приятное то, что он - как бы и фантастика, но в то же время максимально приближен к реальности, по замыслу. (если ляпы не брать во внимание).

Очень медленно летал мусор. В реальности встреча астронавта с космическим мусором осознается по факту дырки в астронавте.

Если орбиты астронавтов и мусора "коллинеарны" то мусор их не догонит, а если и догонит то не в таком объеме, аппарат разлетается во все стороны и только пару гаек полетят строго вдогонку по той же траектории.
И опять же если еще "этот же мусор прилетит через десять минут" по коллинеарной орбите, мусор летит с ~удвоенной первой космической скоростью по той же орбите, что и спутник, на пленку такое не заснимешь, глазом не уследишь. Не навстречу же друг другу были спутники запущены изначально?
Если же орбиты не синхронны не коллинеарны - то встреча а)маловерятна б)"развстолет" . С баллистикой имхо полный фейл.

При том объеме шлака, который генерился при столкновениях космических аппаратов, герои умудрялись вылетать без повреждений. Но это стандартная претензия ко всем киношным самолетам которые вылетают из под разрушающихся небоскребов.

Открытый огонь на МКС?! это очень очень очень специальное повреждение(на грани диверсии) нужно, чтобы произошло такое, изоляция отсека и химическое тушение газом.
Столкнулась КС с мусором:
С гайкой? - вряд ли до пожара дойдет.
C чем то тяжелым? Так скорее всего разгерметизация отсека(ов), распад на модули, с дрейфом(по ЗаконуСохраненияИмпульса) от исходной орбиты.

Доводочные/ремонтные работы, которые могут быть выполнены только ученым на орбите?! Ребята, вы как рабочую документацию писали на оборудование? Работа ученых заканчивается на стадии макетирования, потом начинается проектирование, производство, испытания, с адским объемом документации, включая сборочную, ремонтную. Проще,дешевле, надежнее выпустить/испытать новый модуль на земле и переткнуть его с помощью астронавта. Если перетыкать не получается - то уволить генконструктора за несоблюдения принципа модульности при построении КА.

Пятиминутная аудио-fm(am???)-радиосессия между низколетным(1-я космическая) КА и стационарной любительской радиостанцией, без использования направленных АФУ?! Ок, спишем на то, что даме это снилось :))

Сам фильм - производственная комедия :))

Используя огнетушитель при перелете,она после первого пшика вращалась бы как волчок потеряла бы ориентацию и не долетела бы до цели.

Если обезьяна может, в соответствии с теорией вероятности, написать, клацая клавишами, пьесу Шекспира, то Сандра Баллок тем более может, пшикая огнетушителем, долететь куда надо.
Удача, случай, судьба.

Вопрос не в количестве физических ляпов. Вопрос - почему они?
Ляпы слишком очевидны, убрать их, полагаю, не составило бы труда (послушав консультанта).

Например, эпизод с отрывающимся Клуни элементарно делается реальным путём добавления вращения.
Интересно, почему всё-таки подобных вещей авторы фильма не сделали?

Режиссер пожертвовал правдивостью в каждом отдельном случае в пользу эффектности или простоты производства спецэффектов или большей понятности для массового зрителя.

Уважаемый автор поста, а вы не планируете ли еще разбор другого прекрасного фильма про космос?
Это "Европа" http://www.kinopoisk.ru/film/623379/

Поживем — увидим. Для начала его надо будет посмотреть.

Во время "посадки", уже после начала снижения Сандра ненапрягаясь одевает шлем. Мне почему-то кажется, что в тот момент при том ускорении шлем должен весить 50-70 кг, а руки её, тем более в скафандре где-то столько же. И ёё мышечная масса просто не может быть к готова к такому повороту.

по поводу валли бред, мне кажется это немного не в тему

Ох, Звёздные войны Вам лучше бы не смотреть. Смотрите хронику.

Фильм неплохой, единственный недостаток - очень мало персонажей, по сути фильм с одним актёром. По поводу критики : поищитё несоответствия в советской кинофантастике, где актёры вообще с аквариумами на голове ходят.В первом Солярисе 67года, герой Этуша на космической станции вообще бухает и курит..

Удивляют меня некоторые комментарии по поводу реальности происходящих событий... Это ж не документалка от BBC, это кино. Главное тут - это история, а физика уж на втором, третьем, десятом планах

ещё раз, почему в падающей в свободном падении на землю капсуле не может парить карандаш?
я считала, что это как раз так и есть. Во всяком случае, так делают невесомость для простых людей, падающими самолётами.

Потому что если капсула "в огне" значит она уже не в свободном падении, а тормозится о воздух. Карандаш медленно опустился бы.